Валерий Стольников
персональный сайт
Разделы
Сборник моих стихов
Спектакли и постановки
Фото галерея:
«Цыганский барон»
«Цыганский барон»
г. Москва, Московский театр оперетты
«Цыганский барон»
«Цыганский барон»
г. Ростов-на-Дону, Ростовский государственный Музыкальный театр
«Фиалка Монмартра»
«Фиалка Монмартра»
г. Москва, Московский театр оперетты
«Царь зверей Лисёнок»
«Царь зверей Лисёнок»
Музыкально-театральная компания «ЛюDI»
«Виртуальный маскарад»
«Виртуальный маскарад»
г. Москва, Московский академический театр имени Ермоловой
«Я люблю тебя, бабушка»
«Я люблю тебя, бабушка»
г. Сургут, Сургутский музыкально-драматический театр
«Моцарт»
«Моцарт»
г. Тюмень, Тюменский драматический театр
«Моя прекрасная леди»
«Моя прекрасная леди»
г. Москва, Театр оперетты
«Наследники тарн»
«Наследники тарн»
г. Сургут, Сургутский музыкально-драматический театр
«Свободная клетка»
«Свободная клетка»
г. Санкт-Петербург, театр Галерка
Полезные материалы

Радиоспектакль, как универсальный метод организации школьного театрального творчества

Мультимедийный сайт «Школьные театры России»
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди»
национального проекта «Культура»


Сегодняшний набор «инструментария», если так можно выразиться, а также организационных методов, которыми пользуются ответственные преподаватели в проведении ими творческих мероприятий в школе, имеет довольно широкий диапазон возможностей. А с развитием аудио- и видеотехники, в купе с интернет технологиями эти возможности обретают, поистине, невероятные фантастические очертания. И теперь, может так получиться, что на и на школьных театральных сценах, можно будет увидеть, как и на современных театральных сценах больших театров, фантастику как реальность современного мира. И не нужно будет строить дорогих и сложных театральных декорации, не нужно уже будет кропотливое участие художников, сценических модельеров и тд.

И, разумеется, создается малоприятный вопрос: выходит, что эти постоянные атрибуты сцены, где, нередко, проходят великие постановки, могут стать в самом ближайшим будущем элементами архаики? Непросто ответить на данный вопрос. Как не просто ответить на другой вопрос: неужели и иные формы театрального искусства также может ожидать забвение? Например, радиотеатр, школьные утренники…

Действительно, с развитием современного интернета и появлением на рынке навороченных программ, отпала острая необходимость читать толстые книги классики, создавать портреты дорогих нам людей. Да что там, теперь даже посетить картинную галерею или музей можно не выходя из дома. Спору нет, стало удобно, практично.

И все же, не смотря на обильное проникновение современных технологий в лоно театра, его основным достоинством остается и будет продолжать оставаться непосредственная игра актера, особенность режиссерского видения этой игры и, конечно, само содержание пьесы.

Несколько лет назад немецкой издательской компанией «Kinderbrockhaus» был проведен интереснейший эксперимент. Участникам, разных возрастов: от 12 до 60-ти лет, предлагалось прочесть книгу, посетить музей, галерею, театр одним из двух способов: с помощью IT-технологий или старым классическим способом, включающего в себя такие категории, как: читатель или зритель. После, участники должны были описать увиденное и как можно боле полно и художественно рассказать о впечатлениях.

Победили те, кто пользовался классическими методами.

Как известно, радиотеатр, как самостоятельный вид искусства, начал развиваться одновременно со становлением радиовещания как формы средства массовой информации. В 1920—1930-е годы, до распространения магнитной записи звука, радиоспектакли разыгрывались непосредственно в эфире. При всех условностях и «незримости» явлений, радиопостановка даёт неограниченный простор слушателю для работы воображения. Каждый «видит» происходящее по-своему и таким образом слышимое становится «зримым». Основные выразительные средства радиопостановки — звучащая речь, музыка, шумы. Поэтому большое значение придается в радиопостановках звуко-голосовой характеристике образа, созданию звукошумовой атмосферы действия (ветер, орудийные залпы, шум мотора, шаги и т. п.).

Для оригинальных радиоспектаклей создавались и специальные пьесы или инсценировки известных литературных произведений. Для радио писали Б. Брехт, Ф. Дюрремант, С. Лем и многие другие. В СССР радиоспектакли пользовались особой популярностью. Особенно, когда по радио шли постановки русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого. Но и в странах Европы радиоспектакли имели значительный успех. Стоит ли говорить, что до сегодняшнего дня радиоспектакли и аудиопьесы очень популярны в Японии и в Китае.

Сегодняшнее состояние радиотеатра в РФ не столь активно и популярно, как это было ранее. Но, тем не менее, радиопостановки, в большей своей части, продолжают появляться, но уже страницах интернет – ресурсов.

Студия-радиотеатр «Партер» начала создаваться при Центре культурного развития «Юбилейный» (ЦКР «Юбилейный»). Первый радиоспектакль по повести М. Перова «Ветер из прошлого» был создан в 2017 году. Но уже в феврале 2018 года он получил диплом международного фестиваля народного творчества, проходившего в Праге. Это событие окрылило создателей и участников студии. И уже через год было поставлено еще несколько спектаклей по произведениям русских классиков и современных драматургов.

Весной 2019 года, как раз в юбилей великого поэта России А.С. Пушкина писателем и режиссёром М. Перовым была написана повесть, а затем силами актерских коллективов: ЦКР «Юбилейный» и Дрезденской средней школы №1 осуществлена её постановка. И уже летом того же года радиоспектакль был рекомендован комиссией Министерства образования Московской области как материал для внеклассного изучения школам Московской области.

В 4 сентября 2017 года Студия-радиотеатр «Партер» получает еще одну прописку в школе № 26 г. Орехово-Зуево. Большое участие в становлении радиотеатра приняла преподаватель английского языка той же школы Морозова А.А. Ее необычайные организационные способности, в купе с актерским талантом, позволили за два года создать более 30 полноценных радиоспектаклей и поэтических композиций. Не раз студия принимала участие в передачах местного социального радио, в которых делилась своими результатами и планами на будущее.

Необходимо также отметить, что огромную творческую помощь в постановках оказывал Московский театр антрепризы «РусАрт» и лично его директор: Постников А.Ю.

В чем же особенности радиопостановок перед иными формами театрального искусства? Первую из них можно обозначить, как возможность более широко представлять картины действия. И, действительно, в радиоспектакле смена времен года, перемена мобильных картин действий и тд., в предельно сжатые участки времени спектакля, безусловно, является одной из достоинств радиопостановки. Другой особенностью можно обозначить возможность достижения очень ярких реплик героев. Или же – наоборот, специальный выбор тембра голоса – от мягкого до умеренно-твердого, например, от автора, делает повествование пьесы для восприятия слушателем, настоящим праздником. Например, в радиоспектакле «Герой нашего времени» этот прием настолько удачно вписывается в само произведение, что радиослушатели становятся, как бы, непосредственными участниками спектаклями.

Еще одним наиважнейшим фактором, подчеркивающий особенность радиопостановки, является правильный подбор музыкального оформления и сопровождающих действие шумов. Необходимо отметить, что в радиспектакле «Последняя дуэль Пушкина» подбор музыки связан, в той или иной степени, с пушкинскими темами самих музыкальных произведений, ставящих постановку в выигрышное положение. Также следует отметить грамотность звуковых решений, подчеркивающих остроту сюжета.

Конечно, приведенные примеры - это только малая часть достоинств радиоспектакля, которые бы можно продолжать и продолжать. Но, заметим, что участие школьников в работе над радиоспектаклями позволила им задуматься над дальнейшей их профориентацией. Например, некоторые из учащихся решили, после окончания учебного заведения, продолжить обучение профессии актера. Других же вдохновляло само участие в литературной и школьной театральной деятельности. А это уже серьёзная заявка на то, чтобы включить школьный радиотеатр в сферу важнейших методов воспитания учащейся молодежи.

Это лишь краткий очерк о необходимости развития радиотеатра как важнейшего вида искусств в школе, но показывающий, что у школьных творческих объединений в этом направлении обозначается большое будущее..

М. Перов
Copyright © 2007-2024 Валерий Стольников
Все права защищены законодательством РФ