Валерий Стольников
Улыбка
(анимационный фильм)
От Солнца отделяется еле заметная точка и начинает парить,
парить, приближаясь. То ли это бабочка, то ли листик, то ли…
Наконец мы видим, что это – Улыбка. Юная, восторженная
Улыбка с тонюсенькими ручками-ножками и при едва заметных
перепончатых крылышках.
Мимо проносится комета. Так быстро, что улыбка даже не
успевает понять, что это, и только обжигает ножку, на
которую начинает дуть. Потом она подлетает к идущему дождю и
в его каплях успокаивает ожог.
Возвращается хорошее настроение. Кувыркаясь, Улыбка залетает
над «плачущей» тучкой, несколько раз прыгает на ней, как на
батуте. Тучка престает «плакать», и через все небо от нее
вырастает шикарная радуга, чем-то похожая на нашу Улыбку.
И все дальше – вниз, вниз, наслаждаясь полетом и музыкой,
которую слышим мы и слышит она, поскольку свои движения
сообразует с музыкальным рисунком.
Земля. Город. Другие ритмы, другая музыка. «Бешеное», почти
хаотичное движение машин, людей. И все это – в черно-белом,
близком в своей внешней упрощенности театру теней, вернее –
сумасшедшему театру теней.
Ошарашенная Улыбка долго не решается стать «чьей-нибудь».
Она порхает над и между людьми, никак не умея принять их
темпов. Музыка Улыбки и музыка города звучат в диссонансе,
несовместимо.
Наконец — решение «на авось», как в прорубь. Улыбка кидается
в толпу, чтобы остановиться на чьих-то губах. Она отдает
себя Городу и музыке города.
Всякий раз, как только Улыбка попадает на чьи-то губы – на
экране короткий стоп-кадр и несколько нот Музыки Улыбки.
Тот, на ком улыбка, замирает прямо в том положении, в
котором его застал стоп-кадр, и он становится цветным
фотоснимком. Может быть, иногда снимок захватывает больше,
чем контуры самого обладателя, становящегося на этот миг-два
красивым, улыбающимся и цветным… Но потом резко
восстанавливается серое статус-кво музыки и палитры цвета.
Причем, порыв вернуть все как есть исходит от «обладателя».
И опять: черно-белый сумасшедший театр теней и одинокая
розовая Улыбка.
Варианты «избавления» от улыбки:
- Мужчина с чувством сплевывает ее с губ.
- Другой или другая – снимает рукой с губ и прячет в карман,
после чего Улыбка сбегает из-под полы или подола.
- Кто-то тут же «расцеловывает» ее по разным губам
окружающих, на тех остается по чуть-чуть розового, которое
со всех чужих губ стекает вниз, где и собирается обратно в
Улыбку;
- Женщина, что-то напевая, замазывает Улыбку помадой,
превращая свою улыбку в гримасу или оскал, а Улыбка с трудом
вылезает, вытягивает себя из-под слоя помады.
- Кто-то снимет ее с губ, кладет на прилавок перед собой,
вывешивает ценник, но Улыбка просачивается сквозь доски
рыночного прилавка.
- Ученого вида мужчина снимает ее и прячет в стеклянную
банку, прихлопывая крышкой. Но когда он отворачивается,
Улыбка приподнимет крышку и сбегает.
- Другой мужчина сначала прижимает ее ко рту горлышком
бутылки с водкой, а потом стирает рукавом, по-российски
закусывая им и крякая. Улыбка с отвращением и пошатываясь
сползает с рукава.
- Пес, на миг ставший красавцем-спаниелем (например),
скидывает ее резкими движение головы, а потом на нее же
угрожающе рычит и лает, почти бросается.
- Кто-то вдруг начинает выступать, «митинговать» энергично,
напористо, бесконечно, в общем так, что Улыбку тут же
срывает этим напором слов с его губ, и некоторое время,
словно подхваченную воздушным потоком, беспомощную, швыряет
туда-сюда, пока она не выпадает случайно из этого словесного
«шквала».
И тому подобное.
Всякий раз Улыбка отряхивается, поправляет крылышки,
прихорашивается, в общем – приходит в себя. Но чем дольше –
тем все печальнее ее вид, ее «улыбка». Тем все тяжелее ее
полет. И ниже, ниже опускаются уголки ее крылышек, обвисают
бессильно тоненькие, хрупкие ручки-ножки.
И вот она уже еле бредет. Подходит к краю песочницы. Тяжело
дыша, из последних, наверное, сил отталкивается от земли,
невысоко взлетает и опускается на губы девочки лет,
наверное, 3-4, которая вместе с мальчиком-одногодкой возится
в песочнице.
Стоп-кадр. Но он почему-то затягивается. И тоже уставшая,
обессилившая музыка Улыбки, сначала робко, безнадежно,
издалека, но понемногу, постепенно становится смелее,
насыщеннее, словно «выздоравливает».
Девочка, улыбаясь, смотрит на мальчика. У того начинают
розоветь щеки, потом – уши, нос. Он покраснел. И вдруг на
его губах тоже появляется Улыбка – очень похожая на нашу, на
– чуть-чуть другая.
Мальчик и девочка становятся единым стоп-кадром. Но этот
стоп-кадр оживает. Это еще не кино – это череда стоп-кадров.
Они встают, берутся за руки. Переступают через бортик
песочницы, не забыв, конечно, прихватить игрушки, идут от
нас. Рука в руке, о чем-то разговаривая и смеясь.
А музыка Улыбки, как-то даже обогатившись, звучит одна и
ничто ей не мешает.
Мальчик и девочка уже довольно далеко. Вдруг они
останавливаются и оборачиваются к нам. Смотрят прямо на нас.
Камера быстро догоняет их. Вот уже лица – во весь экран. Они
смотрят на нас, словно о чем-то спрашивая. И вдруг –
«оживает по лисенку» в их глазах, они широко улыбаются и на
всю длину синхронно показывают нам свои языки.
Это последний стоп-кадр… Музыка очень громкая и веселая…
КОНЕЦ