Валерий Стольников
персональный сайт
Разделы
Сборник моих стихов
Спектакли и постановки
Фото галерея:
«Цыганский барон»
«Цыганский барон»
г. Москва, Московский театр оперетты
«Цыганский барон»
«Цыганский барон»
г. Ростов-на-Дону, Ростовский государственный Музыкальный театр
«Фиалка Монмартра»
«Фиалка Монмартра»
г. Москва, Московский театр оперетты
«Царь зверей Лисёнок»
«Царь зверей Лисёнок»
Музыкально-театральная компания «ЛюDI»
«Виртуальный маскарад»
«Виртуальный маскарад»
г. Москва, Московский академический театр имени Ермоловой
«Я люблю тебя, бабушка»
«Я люблю тебя, бабушка»
г. Сургут, Сургутский музыкально-драматический театр
«Моцарт»
«Моцарт»
г. Тюмень, Тюменский драматический театр
«Моя прекрасная леди»
«Моя прекрасная леди»
г. Москва, Театр оперетты
«Наследники тарн»
«Наследники тарн»
г. Сургут, Сургутский музыкально-драматический театр
«Свободная клетка»
«Свободная клетка»
г. Санкт-Петербург, театр Галерка
Полезные материалы

Основные задачи школьных театров

Мультимедийный сайт «Школьные театры России»
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди»
национального проекта «Культура»


По заявлению министра просвещения РФ Сергея Кравцова:

«К 2024 году мы создадим в каждой школе свой спортивный клуб. Такая же задача стоит и по созданию в школах своих школьных театров», - можно констатировать, эта наиважнейшая информация должна быть серьезным ориентиром для каждого педагогического школьного коллектива нашей страны. Действительно, театральная самодеятельность школьников получила и получает широкое развитие в нашей стране. И, если вспомнить недавнее советское прошлое из школьной театральной жизни, то нынешняя творческая школьная активность за последние годы не уступает, а по некоторым параметрам и превосходит творческую активность прошлого.

Многообразные современные примеры организации работы в школьных театрах имеют по масштабам широкий диапазон как по количеству участников, так и содержательной форме взаимодействия на уровне кружков:

а) творческие школьные театральные объединения, работающие часто в тесном контакте со многими другими кружками школы;

б) многочисленные театральные коллективы и студии при местных городских муниципальных театрах и Домах культуры;

в) крупные детские и юношеские коллективы, объединяющие до 70-100 участников, имеющих достаточно разветвленную сеть самоуправления, множество цехов, строящих свою работу как по студийному принципу, так и по тину самодеятельных театров.

Но не смотря на различность форм организации театральной самодеятельности, она должна быть призвана решению задач не только досужего воспитанию учащейся молодежи, другим важнейшим направлением деятельности – это организация духовно-нравственного воспитания молодежи, отвечающего главным задачам текущего времени.

Какие же это задачи?

Из всех, обозначенных на сегодняшний день задач, можно выделить несколько, отображающих главное их содержание:

1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

5) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

6) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Каждая из обозначенных задач требует подготовки целого трактата, но задача данной статьи выражается в определении одного из решений, которое бы оказывало школьным театрам серьёзную помощь в деле выполнения указанных задач.

Не секрет, что многие школьные театральные коллективы, особенно расположенные в периферийных областях Российской Федерации, испытывают определенные трудности, в процессе творческой организации театральной школьной деятельности. Это, прежде всего, связано с отсутствием не только опыта или специальной подготовки у преподавателей, организаторов подобной деятельности в школе, но и, как правило, в подобных случаях, удаленности театральных школьных объединений от центров культуры. Действительно, у многих школьных театральных организаций Москвы, Санкт-Петербурга или иных федеральных центров РФ, нередко налажены творческие связи с ведущими федеральными или муниципальными театрами, или домами культуры. Соответственно, поставленная работа в таких творческих объединениях поставлена на самом высоком уровне.

Чего не скажешь о периферийных школьных театрах. У многих современных руководителей школьных театральных коллективов, особенно в регионах страны, расположенных в дали от культурных центров, практическая работа строится на собственном понимании творческого процесса. Это не всегда корректно при выборе тем и их решении, при ведении репетиционных процессов. И было бы непростительной ошибкой, считать такое положение в порядке вещей.

Одним из вариантов решения проблемы было бы создание в эпоху интенсивного развития IT-технологий соответствующего Интернет-ресурса, который бы позволял школьным театральным коллективам, находящихся на удалении от указанных центров культуры, решать свои творческие задачи в соответствии с главными государственными задачами, обозначенными выше.

Нужно отметить, что Российским фондом культуры был объявлен конкурс на создание подобного Интернет-ресурса в виде грант-проекта: «Мультимедийный сайт «Школьные театры», и в настоящее время победители конкурса заняты работой по его созданию.

Проект «Мультимедийный сайт «Школьные театры» направлен на то, чтобы:

1. Оценить уровень и качество развивающихся творческих школьных коллективов,

2. Способствовать их взаимодействию, оказывать непосредственную информационную поддержку учащимся в их творческих изысканиях,

3. Помогать знакомиться с историей российского театра, а также принимать активное участие в развитии российской культуры.

Грантовый проект позволяет объединить в одном виртуальном пространстве школьные театральные коллективы, организовать их взаимодействие, обмен опытом и интересными идеями для своих театральных постановок. Мультимедийный сайт также оказывает информационную поддержку в изучении истории возникновения и развития русского театра, его значения в становлении и развитии культуры нашей страны, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Кроме этого, реализация проекта позволит выявлять талантливых учащихся с целью их дальнейшей профессиональной ориентации.

Для реализации проекта необходимо выполнить ряд задач:

а) Сбор информации о школьных театральных коллективах для дальнейшего размещения на сайте.

б) Сбор и подготовка информационных, литературных и иных материалов для наполнения сайта.

в) Сбор и подготовка видеоматериалов репетиций и постановок школьных театров для размещения на сайте.

г) Сбор интервью и мастер-классов с актерами, режиссерами, сценаристами для дальнейшего размещения материалов на сайте.

д) Создание мультимедийного сайта для размещения всех собранных материалов.

е) Запуск и презентация мультимедийного сайта в режиме видеоконференции с участием руководителей школьных театральных коллективов и представителей профессионального театра.

Реализация грантового проекта будет способствовать осуществлению проектов на базе школ, выявлять талантливых учащихся, которые в будущем смогли бы определять профессиональную ориентацию в театральной деятельности. В рамках проекта возможно осуществление помощи и рекомендаций для постановок на местах. Это позволит более качественно решать творческие задачи школьными театральными коллективами.

В социальном плане грантовый проект поможет ориентироваться на талантливых и любознательных учащихся, развивать их культурный и нравственный уровень.

Школьная театральная самодеятельность в настоящее время идет по пути творческого освоения и применения принципов современного реалистического театрального искусства с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся общеобразовательной школы. И поэтому, есть необходимость учитывать эти особенности при организации и выполнении проекта «Мультимедийный сайт «Школьные театры». Однако, как уже отмечалось, воспитательные возможности театральных занятий как занятий искусством учитываются еще далеко не всегда. Отчасти это объясняется именно недостаточным знанием специфических особенностей и возможностей воспитательного воздействия театрального искусства.

Эти особенности в творческой деятельности в организации школьных коллективов и намерен учитывать выполнение грант- проекта.

А все остальное зависит от самих участников процесса на местах.

М. Перов. 5 июня 2021 г.
Copyright © 2007-2024 Валерий Стольников
Все права защищены законодательством РФ