Мультимедийный сайт «Школьные театры России»
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного
ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального
проекта «Творческие люди»
национального проекта «Культура»
По заявлению министра просвещения РФ Сергея Кравцова:
«К 2024 году мы создадим в каждой школе свой спортивный
клуб. Такая же задача стоит и по созданию в школах своих
школьных театров», - можно констатировать, эта наиважнейшая
информация должна быть серьезным ориентиром для каждого
педагогического школьного коллектива нашей страны.
Действительно, театральная самодеятельность школьников
получила и получает широкое развитие в нашей стране. И, если
вспомнить недавнее советское прошлое из школьной театральной
жизни, то нынешняя творческая школьная активность за
последние годы не уступает, а по некоторым параметрам и
превосходит творческую активность прошлого.
Многообразные современные примеры организации работы в
школьных театрах имеют по масштабам широкий диапазон как по
количеству участников, так и содержательной форме
взаимодействия на уровне кружков:
а) творческие школьные театральные объединения, работающие
часто в тесном контакте со многими другими кружками школы;
б) многочисленные театральные коллективы и студии при
местных городских муниципальных театрах и Домах культуры;
в) крупные детские и юношеские коллективы, объединяющие до
70-100 участников, имеющих достаточно разветвленную сеть
самоуправления, множество цехов, строящих свою работу как по
студийному принципу, так и по тину самодеятельных театров.
Но не смотря на различность форм организации театральной
самодеятельности, она должна быть призвана решению задач не
только досужего воспитанию учащейся молодежи, другим
важнейшим направлением деятельности – это организация
духовно-нравственного воспитания молодежи, отвечающего
главным задачам текущего времени.
Какие же это задачи?
Из всех, обозначенных на сегодняшний день задач, можно
выделить несколько, отображающих главное их содержание:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни;
4) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей
среде (экологическое воспитание);
5) воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях (эстетическое воспитание);
6) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни.
Каждая из обозначенных задач требует подготовки целого
трактата, но задача данной статьи выражается в определении
одного из решений, которое бы оказывало школьным театрам
серьёзную помощь в деле выполнения указанных задач.
Не секрет, что многие школьные театральные коллективы,
особенно расположенные в периферийных областях Российской
Федерации, испытывают определенные трудности, в процессе
творческой организации театральной школьной деятельности.
Это, прежде всего, связано с отсутствием не только опыта или
специальной подготовки у преподавателей, организаторов
подобной деятельности в школе, но и, как правило, в подобных
случаях, удаленности театральных школьных объединений от
центров культуры. Действительно, у многих школьных
театральных организаций Москвы, Санкт-Петербурга или иных
федеральных центров РФ, нередко налажены творческие связи с
ведущими федеральными или муниципальными театрами, или
домами культуры. Соответственно, поставленная работа в таких
творческих объединениях поставлена на самом высоком уровне.
Чего не скажешь о периферийных школьных театрах. У многих
современных руководителей школьных театральных коллективов,
особенно в регионах страны, расположенных в дали от
культурных центров, практическая работа строится на
собственном понимании творческого процесса. Это не всегда
корректно при выборе тем и их решении, при ведении
репетиционных процессов. И было бы непростительной ошибкой,
считать такое положение в порядке вещей.
Одним из вариантов решения проблемы было бы создание в эпоху
интенсивного развития IT-технологий соответствующего
Интернет-ресурса, который бы позволял школьным театральным
коллективам, находящихся на удалении от указанных центров
культуры, решать свои творческие задачи в соответствии с
главными государственными задачами, обозначенными выше.
Нужно отметить, что Российским фондом культуры был объявлен
конкурс на создание подобного Интернет-ресурса в виде
грант-проекта: «Мультимедийный сайт «Школьные театры», и в
настоящее время победители конкурса заняты работой по его
созданию.
Проект «Мультимедийный сайт «Школьные театры» направлен на
то, чтобы:
1. Оценить уровень и качество развивающихся творческих
школьных коллективов,
2. Способствовать их взаимодействию, оказывать
непосредственную информационную поддержку учащимся в их
творческих изысканиях,
3. Помогать знакомиться с историей российского театра, а
также принимать активное участие в развитии российской
культуры.
Грантовый проект позволяет объединить в одном виртуальном
пространстве школьные театральные коллективы, организовать
их взаимодействие, обмен опытом и интересными идеями для
своих театральных постановок. Мультимедийный сайт также
оказывает информационную поддержку в изучении истории
возникновения и развития русского театра, его значения в
становлении и развитии культуры нашей страны, что
способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Кроме этого, реализация проекта позволит выявлять
талантливых учащихся с целью их дальнейшей профессиональной
ориентации.
Для реализации проекта необходимо выполнить ряд задач:
а) Сбор информации о школьных театральных коллективах для
дальнейшего размещения на сайте.
б) Сбор и подготовка информационных, литературных и иных
материалов для наполнения сайта.
в) Сбор и подготовка видеоматериалов репетиций и постановок
школьных театров для размещения на сайте.
г) Сбор интервью и мастер-классов с актерами, режиссерами,
сценаристами для дальнейшего размещения материалов на сайте.
д) Создание мультимедийного сайта для размещения всех
собранных материалов.
е) Запуск и презентация мультимедийного сайта в режиме
видеоконференции с участием руководителей школьных
театральных коллективов и представителей профессионального
театра.
Реализация грантового проекта будет способствовать
осуществлению проектов на базе школ, выявлять талантливых
учащихся, которые в будущем смогли бы определять
профессиональную ориентацию в театральной деятельности. В
рамках проекта возможно осуществление помощи и рекомендаций
для постановок на местах. Это позволит более качественно
решать творческие задачи школьными театральными
коллективами.
В социальном плане грантовый проект поможет ориентироваться
на талантливых и любознательных учащихся, развивать их
культурный и нравственный уровень.
Школьная театральная самодеятельность в настоящее время идет
по пути творческого освоения и применения принципов
современного реалистического театрального искусства с учетом
возрастных особенностей и возможностей учащихся
общеобразовательной школы. И поэтому, есть необходимость
учитывать эти особенности при организации и выполнении
проекта «Мультимедийный сайт «Школьные театры». Однако, как
уже отмечалось, воспитательные возможности театральных
занятий как занятий искусством учитываются еще далеко не
всегда. Отчасти это объясняется именно недостаточным знанием
специфических особенностей и возможностей воспитательного
воздействия театрального искусства.
Эти особенности в творческой деятельности в организации
школьных коллективов и намерен учитывать выполнение грант-
проекта.
А все остальное зависит от самих участников процесса на
местах.
М. Перов. 5 июня 2021 г.